elinhili: (Сelestial Lady)
Мы с Арданом слушаем легенды Британии в пересказе И. Вербий. Цикл открывает легенда о св. Кенельме. После очередного прослушивания Ардан сказал мне, что нужно очень, очень далеко ехать и идти, чтобы посмотреть на древнее изображение святого. Я была рада, что в сети нашлись фотографии волшебного источника на месте смерти Кенельма и церкви, где хранились его мощи.



Оригинал взят у [livejournal.com profile] serg_slavorum в Святой Кенелм Мерсийский – принц и мученик.


Статья Дмитрия Лапы. Оригинал здесь.

К сожалению, не сохранилось первоначального и наиболее достоверного жития святого Кенелма (память его празднуется 17/30 июля), одного из наиболее почитаемых святых западной Англии. Однако существует множество преданий о нем, относящихся к позднему средневековью. Хотя не все эти предания полностью достоверны, они отражают глубокую любовь английского народа к этому святому принцу и мученику, от мощей которого на протяжении столетий совершались многочисленные чудеса. По свидетельству историка Уильяма Мальмсберийского, жившего в XII веке, ни к одной святыне Англии не съезжалось столько паломников из Англии и других стран, сколько стекалось к раке святого Кенелма в городок Уинчкомб графства Глостершир. Кем же был этот святой? В данной статье сделана попытка воссоздать его портрет на основе сохранившихся письменных свидетельств о нем и более поздних преданий.



Ранние свидетельства.

Святой Кенелм (Кинехелм), принц могущественного древнего англо-саксонского королевства Мерсия[1], родился, вероятно, в 786 году. Согласно двум наиболее достоверным версиям, юный принц либо погиб в 811 году от рук предателей из королевского дома Мерсии, стремившихся получить власть незаконным путем, либо был убит в битве с язычниками в пограничных районах Англии и Уэльса. В любом случае, достоверно известно, что после мученической кончины мощи святого были на какое-то время сокрыты Божественным провидением, но позднее были обретены в местечке, сегодня называемом Ромсли в английском графстве Вустершир на западе страны, среди живописных Клентских холмов. Затем мощи святого мученика хранились в монастыре города Уинчкомб, расположенном в графстве Глостершир, соседствующем с Вустерширом, до самой Реформации, когда рака святого была уничтожена, а мощи утеряны. Имя святого Кенелма встречается во многих древних календарях Англии, с 970 года его официально почитали в Уинчкомбе, Глостере, Ромсли и многих других местах. Со временем по молитвам святого угодника совершилось столько чудес, что его стали почитать по всей Англии. К сожалению, в связи с утратой наиболее раннего жития святого, с XII века в Англии стали появляться католические норманнские версии его жития, носящие, скорее, легендарный характер. Но, опираясь на сохранившиеся письменные источники, можно сказать об этом угоднике следующее.

Могущественному и амбициозному королю Оффе Мерсийскому, правившему около сорока лет и умершему в 796 году, наследовал его сын Экгфрид, который был убит в бою через пять месяцев после вступления на трон. После его гибели трон Мерсии достался его двоюродному брату Кенвульфу, сыном которого и был святой Кенелм. Король Кенвульф правил с 796 по 821 год. Среди многих добрых деяний этого короля было основание в 789 году в столице Мерсии городе Уинчкомбе монастыря.

В письме папы Римского Льва III, датируемом 798 годом и обращенном к принцу Мерсии Кенелму, называется возраст принца – 12 лет. В другом сохранившемся до наших дней документе, датируемом 799 годом, Кенелм свидетельствует о передаче земель церкви в Кентербери, а с 803 года имя Кенелма регулярно появляется в различных грамотах. Например, сохранилась грамота, подтверждающая, что принц владел землями в Гластонбери, графство Сомерсет. Однако после 811 года имя Кенелма исчезает из официальных документов, что дает нам право предположить, что, скорее всего, принц принял мученическую кончину именно в этом году. День перенесения его мощей из Ромсли в Уинчкомб 17 июля (по старому стилю) стал праздноваться в Англии как день памяти святого Кенелма.

Предания и легенды, связанные со святым Кенелмом.



Согласно абсолютному большинству средневековых преданий и версий житий святого Кенелма, этот угодник пострадал, будучи семилетним или девятилетним отроком. Годом его смерти обычно указывается 819 или 821 год. В ряде преданий Кенелм именуется не принцем, а отроком-королем, успевшим краткое время побыть на престоле. Из самых известных версий жития святого Кенелма можно упомянуть жития, написанные историком Уильямом Мальмсберийским (XII век), монахами Флоренсом Вустерским (XII век), Матфеем Парижским из Сент-Олбанса (XIII век) и Ричардом Сайренсестерским (начало XIV века), а также сказания о святом Кенелме, записанные в сборнике «Легенды южной Англии» (XIII-XIV век). Самое раннее из сохранившихся житий святого относится к началу XII века – оно хранилось в аббатстве Уинчкомб и было составлено монахом Вилфином из Вустера. Вот вкратце суть повествования о святом Кенелме, согласно этим источникам.

После смерти короля Кенвульфа у него осталось трое детей: семилетний сын и наследник престола Кенелм и две старшие дочери, Квендрида и Бургенхильда. Бургенхильда всем сердцем любила своего брата, старалась воспитывать его в благочестии и заботилась о нем, как могла. Но вторая сестра, завистливая и жаждущая власти Квендрида, задумала погубить малолетнего брата и завладеть престолом. Она приготовила яд и дала его невинному отроку, но Господь сохранил его совершенно невредимым. Тогда принцесса велела своему любовнику Аскоберту, учителю и наставнику Кенелма, убить беззащитного ребенка (Бургенхильда не знала о готовящемся злодеянии и не могла предупредить брата). Такая возможность появилась у Аскоберта во время охоты.

Накануне убийства святому отроку приснился сон, будто он взобрался на вершину высокого дерева, поднимающегося до самых небес и блестящего, как золото. Дерево было украшено цветами, на каждой его ветви висели фрукты необычайной красоты, и все это играло и переливалось ярчайшими красками. С вершины отрок увидел все свое королевство. Три четверти его подданных радостно поклонились Кенелму как королю, а оставшиеся не захотели этого сделать и стали рубить топорами дерево, на котором он сидел. Дерево начало падать, но Кенелм превратился в белую птицу и полетел к небесам, ощущая необычайное блаженство. Проснувшись, отрок рассказал о сновидении своей старой и мудрой няне Волвелине, умевшей толковать сны. Она горько зарыдала, поняв, что должно случиться страшное: Кенелм будет убит и нечестивцы обманным путем завладеют троном Мерсии; но сквозь скорбь в ее душе пробивалась радость, ведь сон говорил о том, что блаженный отрок, приняв мученическую кончину, унаследует Царствие Небесное.

Настал день, когда принц Кенелм с наставником Аскобертом поехали на охоту в леса Вустершира. Через какое-то время мальчик сильно устал и лег отдохнуть под деревом. Воспользовавшись беззащитностью Кенелма, Аскоберт отсек ему голову, а тело закопал в наскоро вырытой яме. Совершив убийство, злодей вернулся к Квендриде и радостно доложил ей о том, что королевский престол свободен. Став королевой, Квендрида не забыла Аскоберта, и они вместе предавались всяческим беззакониям, творя жестокость и насилие в стране. Этим и запомнилось людям краткое правление Квендриды.

Место совершения этого чудовищного злодеяния указывается по-разному. Если по одной версии принц-страстотерпец был убит в лесах Вустершира, то по другой – произошло это на склоне одного из холмов, известных как холмы Клент к югу от Бирмингема.


Вершина холма Уолтон в составе Клентских холмов.

Земля на время скрыла ужасное деяние любовника Квендриды, но душа святого принца, в виде белой голубки со свитком в клюве, явилась папе Римскому и служившим с ним в соборе святого Петра, за тысячи миль от лесов Вустершира и Клентских холмов. Бросив свиток на престол, голубка исчезла. Послание было написано на староанглийском языке, и содержание его было загадкой для римского духовенства. Однако им удалось найти англичанина, который прочитал и перевел написанное. В свитке говорилось, что малолетний принц Мерсийский Кенелм предательски убит, и указывалось место, где надо искать его тело. Папа Римский сообщил о чуде архиепископу Кентерберийскому Вилфреду и всему духовенству Мерсии. По благословению архиерея, процессия из священнослужителей и монахов королевства во главе с местным епископом направилась к указанному месту, и мощи святого, по милости Божией, были обретены в тот же день. По преданию, на месте убиения принца местные жители не раз видели чудесный столп неземного света, так что найти могилу не составило труда. Столп света на этом месте неоднократно видели и впоследствии.


Источник святого Кенелма у Клентских холмов.

Когда же тело святого подняли из земли, на этом месте сразу стремительно забил источник, обладавший целебной силой. Вода этого источника много столетий исцеляла богомольцев от всевозможных недугов, и каждый, кто просил помощи с верой и от чистого сердца, получал просимое. Рядом с источником вскоре воздвигли часовню в честь святого Кенелма. Также предание гласит, что из посоха юноши, отброшенного убийцей в сторону, вырос большой ясень, на протяжении многих лет почитаемый как ясень святого Кенелма.

Тело мученика было перенесено в монастырь городка Уинчкомб (столицы Мерсии). Предание объясняет, почему мощи святого было решено хранить именно в Уинчкомбе. Торжественная процессия, везшая мощи Кенелма после их обретения, остановилась у переправы через реку Эйвон в месте под названием Пирифорд (возможно, это современный город Першор в Вустершире, или то место между деревнями Флэдбери и Кропторн, где сегодня стоит «Юбилейный мост»). Здесь монахи Вустера и Уинчкомба заспорили, кому принадлежат мощи: ведь они были обретены на землях, относящихся к Вустерскому монастырю, но Уинчкомб был столицей Мерсии, и именно здесь отец Кенелма основал обитель. Было решено заночевать у реки. Те монахи, которые проснутся утром первыми, получали право владеть мощами угодника. Первыми проснулись игумен и монахи Уинчкомба, и вопрос был решен.



Источник св. Кенелма рядом с его церковью в Ромсли, Вустершир.

По пути в Уинчкомб участники процессии испытывали жажду, и, по молитвам святого, в местах, где монахи делали остановки, забили родники чистой воды. Последняя остановка была сделана в местечке Садели, в полумиле от Уинчкомба, и там забил родник, сохранившийся до наших дней. Говорили, что когда процессия с мощами святого приближалась к монастырю Уинчкомб, колокола монастырской церкви и других окрестных церквей зазвонили сами собой. Услышав об этом чуде, Квендрида, читавшая в тот момент Псалтирь (в другом варианте – ветхозаветное повествование о нечестивой жене израильского царя Ахава Иезавель, что было промыслительно), сказала про себя: «Если это действительно мощи Кенелма, пусть мои глаза упадут на эту Псалтирь». И тут же ее глаза, как наказание Божие, выпали из глазниц и упали на Псалтирь (Флоренс Вустерский, писавший житие святого в XII веке, упоминал, что эта Псалтирь еще существовала в его время и на ней были видны следы крови). Вскоре она и ее любовник, убивший невинного мученика, умерли лютой смертью, а их тела, которые народ отказался придать земле, выбросили в канаву (согласно другому преданию, Квендрида, покаявшись, окончила жизнь в монастыре в Эссексе).

Когда мощи были положены в монастыре, к ним потянулись слепые, глухие, немые – и все получали исцеление.


Витраж с изображением легенды о корове в церкви св. Кенелма в Ромсли (Romsley), графство Вустершир.

Позднесредневековые легенды южных районов Англии рассказывают историю обретения мощей по-другому. После смерти Кенелма Квендрида решила предать забвению память о брате и запретила по всему королевству даже произносить его имя. Всякий, нарушивший этот указ, должен был быть казнен. В то время жила одна бедная вдова. Все имущество ее составляла одна-единственная корова. И корова эта, к удивлению вдовы, неожиданно стала ходить в одно и тоже место на холмах Клент-Хиллс (место убиения святого Кенелма по другой версии) и оставаться там на весь день, хотя травы там было немного. Несмотря на голод, корова продолжала ежедневно давать очень много молока. Вдова дивилась и радовалась этому чуду. Вскоре и окрестные жители заметили необычное поведение коровы и прозвали долину, куда она так упорно стремилась, Каубейдж. Корова же продолжала ежедневно проделывать свой путь от дома вдовы до Клентских холмов. Когда же голубка оставила на престоле в соборе святого Петра свиток, в нем было сказано, что мощи надо искать в долине, называемой Каубейдж. После того, как мощи святого были обретены, корова вернулась на свои обычные пастбища, а почва в долине, благодаря пребыванию в ней тела мученика, стала исключительно плодородной.

Почитание святого Кенелма после обретения его мощей.


Церковь св. Кенелма в Энстоне, Оксфордшир.

К моменту обретения мощей святого Кенелма бенедиктинский монастырь Уинчкомб, основанный королем Кенвульфом, уже был одним из самых известных в Англии. Мощи принца-мученика были торжественно положены в храм обители и стали ее главной святыней. По всей видимости, монастырь был в какой-то момент частично разорен датчанами и восстановлен во второй половине X века святителем Освальдом Вустерским (+992, память 28 февраля/13 марта). Благодаря святителю Освальду почитание святого Кенелма распространилось во Франции. Особенно его почитали в монастыре Флёри в местечке Сен-Бенуа-Сюр-Луар. После восстановления монастырь Уинчкомб достиг своего наивысшего расцвета: к нему относились 13 приходов, в его владении находились 25300 акров земли, ему также принадлежала известная в Глостершире усадьба Сноусхилл, сохранившаяся до наших дней. Также монастырь славился как центр учености, особенно при игумене Ричарде Киддерминстере (1488-1527).


Витраж с изображением св. Кенелма в церкви Аптон Содбери (Upton Snodsbury)

Великолепно украшенная рака с мощами святого Кенелма оставалась великим центром паломничества до самой Реформации. И сам монастырь в Уинчкомбе, и церковь, стоявшая среди холмов Клента, получали щедрые пожертвования от многочисленных паломников. Паломничества к местам, связанным со святым Кенелмом, совершали не только простые люди, но и видные церковные деятели, например, архиепископ Кентерберийский Томас Бекет и богослов Джон Генри Ньюмен.

По указу короля Генриха III, в честь святого Кенелма в деревне, на месте его убиения, ежегодно проходила ярмарка (последний раз проводилась в конце XVIII столетия). В Вустершире существовал благочестивый обычай не заниматься никакой работой в день памяти святого. Местные жители соблюдали его неукоснительно. По преданию, однажды некий фермер все же вывел стадо своих волов в поле в этот праздник, но они тут же разбежались, и никто их больше не видел, а сам фермер вскоре ослеп.



Церковь св. Кенелма в Минстер-Ловелл, Оксфордшир.

Святому Кенелму посвятил один из своих «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чоссер (первый рассказ аббатисы). История этого святого воспета английским поэтом Джоном Мильтоном (XVII век), поэтом и ландшафтным садовником Уильямом Шенстоуном (XVIII век) и другими поэтами. Замечательный романист и поэт из Вустершира Фрэнсис Брэтт Йанг (1884-1954) посвятил святому Кенелму, которого очень почитал, «Балладу о святом Кенелме, 821 год нашей эры». В XX веке святого начали изображать на своих картинах и некоторые художники.

Монастырь в Уинчкомбе был распущен по указу Генриха VIII в 1539 году, рака святого Кенелма была уничтожена, а вскоре от обители почти ничего не осталось.

Почитание святого Кенелма сегодня.

С памятью о святом Кенелме особенно тесно связаны деревня Ромсли в Вустершире и маленький живописный городок Уинчкомб, расположенные в регионе, называемом Котсуолд[2]. Сегодня Ромсли – это маленькая деревня посреди Клентских холмов, немного южнее города Бирмингем. В этой деревне стоит небольшая средневековая церковь, освященная в честь святого Кенелма. Церковь построена из красного песчаника, ее алтарь и неф относятся к XII столетию, а башня – к XV столетию; алтарь был построен над криптой, некогда хранившей, вероятно, часть мощей святого. Память о святом мученике, по одной из версий, пострадавшем именно в этом месте, живет здесь до сих пор. Недаром долгое время деревня Ромсли называлась Кенелмстоу, что значит «святое место Кенелма». Рядом с церковью находится святой источник в честь Кенелма, являющийся, как и сама церковь, местом паломничества православных и инославных христиан по сей день.

Интересен тот факт, что с давних времен встречаются упоминания о трех источниках, связанных с именем святого, в окрестностях Ромсли: одном, появившегося на том месте, где принц принял мученическую кончину, и двух, пробившихся из земли неподалеку. Действительно, чуть в стороне, за полем, там, где первоначально находилась деревушка Кенелмстоу, частично сохранилось старинное сооружение, напоминающее оборудованный источник, и небольшое углубление с водой. Некоторые исследователи предполагают, что здесь существовал самый ранний источник в честь этого святого. Остатки подобных сооружений можно увидеть еще в двух местах: рядом с восточной стороной храма и среди деревьев рядом с местным кладбищем.

В миловидном, тихом городке Уинчкомб, расположенном недалеко от более крупного города Челтнем, сегодня действует несколько приходских церквей, хотя почти ничего не сохранилось от древнего большого аббатства, в котором до Реформации почивали мощи святого Кенелма. Из этих церквей наибольший интерес представляет древняя церковь святого Петра, которая первоначально стояла рядом с монастырем.

Около 200 лет назад, в 1815 году, на территории бывшего аббатства Уинчкомб, рядом с этим храмом, в земле были найдены два очень древних каменных гроба, относящихся к саксонскому периоду. В одном из них были найдены частично сохранившиеся кости и череп отрока или очень молодого мужчины. После этой находки некоторые исследователи выдвинули предположение, что это и есть мощи святого Кенелма, которые во время Реформации были таким образом укрыты от уничтожения, что делалось благочестивыми христианами Англии в ту непростую эпоху очень часто.

В настоящее время оба саксонских гроба пребывают в церкви святого Петра. Хотя в ней богослужения уже не совершаются регулярно, эта церковь тоже является местом паломничества православных христиан. Здание храма датируется 1460 годом (по некоторым данным, его воздвиг Уильям, аббат Уинчкомба с 1454 по 1474 годы). В храме также хранятся несколько фрагментов средневековых плиток, обнаруженных на территории аббатства.

Сегодня территория бывшего монастыря Уинчкомб в честь Богородицы и святого Кенелма является частной собственностью. Монастырь не восстановлен, но в XIX веке в память о прославленной монашеской обители был воздвигнут крест на том месте, где располагался центр башни монастыря.

Чуть севернее городка Уинчкомб находится еще один святой источник в честь мученика Кенелма, существующий уже около 1200 лет. В непосредственной близости от источника расположен живописный замок Садели, похожий на дворец, с удивительными по красоте садами. Святой Кенелм изображен на витраже в часовне замка (XV век) в честь Пресвятой Богородицы. В этой часовне захоронена вдова Генриха VIII – королева Екатерина Парр. Изображения святого страстотерпца встречаются и на витражах в других храмах запада Англии.

Недалеко от Уинчкомба также сохранились руины знаменитого средневекового аббатства Хейлс, а рядом с ним – очень древняя церковь, которой уже почти 900 лет.

«Маршрут святого Кенелма».

Сегодня пеший паломнический маршрут длиной в 60 миль, называемый «Маршрутом святого Кенелма (St. Kenelm's trail)», соединяет Ромсли с Уинчкомбом. Верующие люди в память о почитаемом ими мученике регулярно проходят этот маршрут, пролегающий через красивейшую сельскую местность графств Вустершир и Глостершир. Многие из мест, встречающихся на пути, тоже частично связаны со святым Кенелмом или поздними преданиями о нем. Например, долина, разделяющая холмы Уолтон-Хилл и Клент-Хилл в Вустершире, названа Сент-Кенелмс-Пасс в честь святого.

Маршрут пролегает через живописные холмы, старинные поместья и деревни, мельницы, фруктовые сады, речки и мосты, а также через знаменитый канал, соединяющий Бирмингем с Вустером (в деревне Тардбидж, через которую проходит маршрут, можно полюбоваться сразу 30 шлюзами этого канала). Неподалеку расположены другие древние православные святые места запада Англии, где с первого тысячелетия существовали монастыри, такие как Ившем, Першор, Вустер, Молверн, Тьюксбери, Диерхёрст и Глостер, в которые совершались и до сих пор совершаются паломничества.

Маршрут начинается от источника святого Кенелма в Ромсли и заканчивается в Уинчкомбе, рядом с бывшим аббатством. Существует еще один паломнический маршрут в честь этого святого, называется он «Путь святого Кенелма». Этот маршрут соединяет те же святые места, но проходит немного по другому пути.



Церковь св. Петра в Уинчкомбе, Глостершир.

В честь этого удивительного святого освящено не менее восьми англиканских храмов. Это уже упомянутый храм в Ромсли, церкви в деревушках Сэппертон и Олдерли графства Глостершир, церковь в деревне Энстон (храм датируется норманнским периодом, рядом с ним находится сохранившийся десятинный амбар, принадлежавший аббатству Уинчкомб) графства Оксфордшир. Кроме того, храм в деревне Минстер-Ловелл в том же графстве (храм относится к XV веку), церкви в деревне Клифтон-Апон-Тим (датируется XIII веком) графства Вустершир и в Аптон-Снодсбери рядом с городом Вустер (церковь XIX века, на местном кладбище стоит редкий средневековый крест проповедника; согласно преданию, на этом месте останавливалась процессия с мощами святого Кенелма, и уже в то время здесь стояла деревянная церковь), и церковь в деревне Стэнбридж (Хинтон-Парва) графства Дорсет. Рядом с Уинчкомбом до середины XIX века также существовала англиканская часовня в честь святого Кенелма.

Кроме того, Пресвятая Богородица и святой Кенелм считаются небесными покровителями действующего католического храма и католической школы в городе Хейлсоун графства Уэст-Мидлендс. В храме находится великолепная статуя святого Кенелма. В этом городе с 1215 года существовало католическое аббатство ордена премонстрантов, в котором в прошлом останавливались паломники, направлявшиеся на поклонение мощам святого Кенелма из отдаленных частей страны.

Еще один католический храм, находящийся в городке Стоу-Он-Де-Уолд графства Глостершир также освящен в честь Божией Матери и святого Кенелма.


Православная икона с изображением святого Кенелма и святой Маргариты (Марины).

Православный храм Антиохийского патриархата в городе Гримсби графства Линкольншир освящен в честь святого страстотерпца Кенелма и святой великомученицы Марины, память которых совершается в один день.

Святого Кенелма обычно изображают юным принцем с цветущим посохом. На изображении может также присутствовать голубка с посланием в клюве. Намного реже можно встретить изображения святого Кенелма в образе отрока-короля, попирающего свою коварную сестру.

Святой Кенелм – один из тех древних английских святых заступников, чье народное почитание никогда не прекращалось. И хотя мы знаем о его земной жизни очень мало, несомненно, что святой духовно присутствует рядом с нами и продолжает молиться за всех нас в Царствии Небесном. Существует современная православная икона Святого Кенелма.

Святой мученик Кенелм, моли Бога о нас!

Примечания.

[1] В то время королевство Мерсия территориально совпадало (частично или полностью) с нынешними графствами Глостершир, Уорикшир, Вустершир, Херефордшир, Шропшир, Чешир, Стаффордшир, Дербишир, Нортгемптоншир, Бакингемшир, Ноттингемшир, Оксфордшир, Лестершир и Линкольншир. Город Уинчкомб во времена гептархии (семи англо-саксонских королевств в Англии) был одним из важнейших городов центральной Англии, первоначально столицей маленького королевства Хвисса, а затем – всей Мерсии.



[2] Котсуолд (Cotswolds) – название региона, включающего в себя районы юго-запада, запада и центра Англии (охватывает часть территорий графств Глостершир, Оксфордшир, Уилтшир, Сомерсет, Вустершир и Уорикшир). Ширина региона – около 50 км, длина – около 160 км. Котсуолдские холмы тянутся с юго-запада на северо-восток вдоль реки Северн. Котсуолд – это более ста живописных маленьких городов и деревень с прекрасными пейзажами и архитектурой. Среди наиболее известных и посещаемых можно назвать Уинчкомб, Боуртон-Он-Де-Уотер («Английская Венеция»), Байбери, Чиппинг-Кэмпден, Броудвей, Нортлич, Фэйрфорд и другие. В Котсуолде сохранились старинные английские традиции, обычаи, праздники и даже некоторые ремесла. Многим домам этого региона от 200 до 700 лет. Почти все здания в Котсуолде построены из местного золотисто-желтого песчаника, добыча которого производится здесь по сей день. Котсуолд известен как один из главных центров производства и торговли шерстью в Англии. Многие старинные храмы этого района, строившиеся на деньги ткачей и торговцев шерстью, до сих пор называются «шерстяными» храмами. Большая часть региона является заповедной зоной

Дополнительно:

http://en.wikipedia.org/wiki/Saint_Kenelm

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

October 2016

S M T W T F S
       1
2345678
9 101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 12:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios